al_kuzin (al_kuzin) wrote,
al_kuzin
al_kuzin

Category:

Портрет рейдера в интерьере

Александр Кузин. Несекретные методы.

 

На сайте информационно-аналитического агентства «Advisers» опубликована статья главного редактора Александра Орфенова «Портрет корпоративного отморозка».

 

Тема, казалось бы, не имеющая отношения к тематике моего блога, однако – это только на первый взгляд…

 

Рейдеров, как известно, принято делить на «белых», «серых» и «черных». Считается, что те, кто вламывается на предприятие с бейсбольными битами и начинают зверски месить всех налево и направо – те «черные», а те, которые отбирают ваш родовой свечной заводик «по закону» – те, значит, «белые». Ну, а «серые» – они где-то посередине – в одной руке Кодекс, в другой монтировка… Деление, разумеется, довольно условное.

 

Так вот. Те, которые «белые» - нередко прибегают к услугам PR-специалистов и, даже, политтехнологов. Их задачи в таких «проектах», в общем-то, мало чем отличаются от повседневных – формирование необходимого для успешного исхода дела общественного мнения и обеспечение благоприятной информационной среды. Первое, как правило, используется для понуждения атакуемых к правильным (с точки зрения захватчиков) действиям, второе – для «наведения лоска» на процесс. Чтобы все было красиво и пристойно – не рейдерский захват, а добровольная (под радостные крики одобрения) передача имущества и активов новому, эффективному собственнику.

 

Несколько лет назад, довольно известный товарищ из этого бизнеса обращался ко мне с предложением поработать по одному крупному объекту – было нужно "покошмарить" многочисленных акционеров-миноритариев и ненавязчиво принудить их к добровольной продаже своих акций нужным людям. Представителям рейдеров, то есть. Как рассказывает Александр Орфенов: «Считается, что если поглощение происходит с пакетом менее 30% - это черный рейд, от 30 до 50% - серый, более 50% - белый». Хотя, замечает Александр, он с этой классификацией согласен далеко не полностью.

 

В общем, задача вполне решаемая технологиями изменения массового сознания, но я от этой радости благоразумно отказался – как-то не по душе мне пришелся личный пример этого самого товарища, который большую часть времени вынужден задумываться о личной безопасности. Оно, конечно, понятно, что он может себе позволить отсиживаться после очередного «проекта» не в Верхнее-Ниженске, а на Канарах, но меня такое, все одно, не прельщает…

 

А вот портрет, который весьма ярко и талантливо нарисовал Александр в своей статье, – довольно точно соответствует персонажам, с которыми мне довелось пообщаться. За исключением мелких нюансов, пожалуй. К примеру, тому «канарскому товарищу» не было нужды носить копии дорогих часов – он вполне мог себе позволить прикупить небольшой часовой заводик в Швейцарии. Все остальное – в десятку!

Александр любезно разрешил разместить в моем блоге свой материал, за что ему большое спасибо!

 

Портрет корпоративного отморозка

 

Александр Орфенов

Главный редактор ИА Advisers

 

Многим, полагаю, памятен образ отморозка 90-х – золотая цепь толщиной в палец, бычья шея, вес за центнер – причем в основном мускулы, волосы длиной в сантиметр, лобик шириной в полсантиметра, сонный, но цепкий взгляд. И куда они только делись! Многих можно найти на кладбище – пушечное мясо, таких в разборках не жалели. Уцелевшие куда-то рассосались, и сейчас нечто похожее можно увидеть разве что в дешевых «бандитских» сериалах.

 

Мне по роду занятий достаточно часто приходится общаться с так называемыми «корпоративными рейдерами» (впрочем, сами они не слишком любят этот термин, предпочитая именоваться «корпоративщиками» или нечто в этом роде) – и хочу поделиться некоторыми своими наблюдениями. Современные корпоративные отморозки не имеют совершенно ничего общего с отжившими свой век «быками».

 

Что бросается в глаза прежде всего? Пожалуй, молодость. Большинство рейдеров, по крайней мере, тех, с кем с которыми мне довелось общаться, еще не перевалили 30-летний рубеж. Есть, конечно, и «зубры», но их – значительно меньше.

 

 

Второе – некоторая, я бы сказал, «лощеность». Аккуратно подстрижены, аккуратно, по-деловому – более-менее дорого, и при этом неброско – одеты. В ходе переговоров выкладывают перед собой несколько мобильников – достаточно дорогих. Часы… Часы – это отдельная «песня». Обязательно повернут руку так, чтобы Вы увидели их. На часах красуется лейбл какой-нибудь очень известной швейцарской фирмы – ну, к примеру, Vacheron Constantin или Chopard. Почти всегда – это подделка, точнее – копия, но весьма высокого по исполнению уровня, так что неискушенный взгляд этого и не заметит.

Машины любят «большие», типа джипа. Наиболее популярны Хаммер и Рэндж Ровер, хотя для большинства это скорее мечта.

 

Речь хорошо структурирована, внятна, легко понятна. Очень четко формулируют мысли и легко доносят их до собеседника. Русский язык хороший, хотя и без изысков, лишь изредка проскакивают жаргонные словечки.

 

Поражает уровень профессионального образования. О законах знают, кажется, все, причем далеко  не только в сфере корпоративного права, но и хорошо разбираются в уголовном, административном, международном и прочих видах права. При этом знают настолько хорошо, что очень четко формулируют, цитируют параграфы, и к справочным базам обращаются лишь в крайнем случае. Я неоднократно проверял через своих юристов - все, что слышал, подтверждается. И что интересно – ВУЗы заканчивали не обязательно престижные или элитные, многие – и совершенно неизвестные, но чувствуется, что очень много занимались профессиональным самообразованием, а что-то и «выстрадали» на практике.

 

Весьма интересно их отношение к законам, во всяком случае для меня, не-юриста. С одной стороны – безусловное уважение «буквы» закона, с другой – полное игнорирование его «духа». Более того, когда я пытался поговорить с ними насчет «духа» закона, у меня создавалось впечатление, что они просто не понимают, о чем это я. И еще. Их постоянная нацеленность не на то, как соблюсти закон, а как обойти его. И весьма большая изобретательность в этом деле. И, наконец – что, пожалуй, меня более всего поражает – «законами, которые необходимо соблюдать» они считают только такие, нарушения по которым можно доказать. Если же нарушение доказать практически невозможно – ну, взятка, например, которая дается отнюдь не налом, а различными другими способами (тут они настоящие мастера!) – они это в сущности и законом не считают.

 

Что еще поражает – это трудоспособность. Настоящие трудоголики, способные спать всего по нескольку часов в сутки и все остальное время тратить на работу. Удивительная целеустремленность и готовность – всегда – идти если не по трупам, то уж по головам – точно.

 

Ну и пожалуй последнее, на что бы я обратил внимание – это исключительно бедный внутренний мир. За пределами своей профессиональной деятельности знают очень мало, почти не читают непрофессиональной литературы, серьезную вообще не читают, несколько чрезмерно склонны к плотским удовольствиям – путешествиям, ресторанам, потреблению в стиле luxury. Очень любят самые различные игры, весьма азартны, искренне расстраиваются, когда проигрывают.

 

Безусловно, данная зарисовка не претендует на полноту – всегда есть какие-то отклонения. Встречал я среди них и очень интересных людей, с которыми интересно поговорить и на отвлеченные темы, демонстрировавших весьма широкий кругозор. С другой стороны, видел и крайне ограниченных индивидов, у которых в голове одна мысль – деньги.

 

Но вот если «в среднем» - мне они видятся именно такими, и поэтому я нередко величаю их «корпоративными отморозками». Почему – надеюсь, это я объяснил.

Tags: pr, Александр Кузин, Александр Орфенов, ИА Advisers, рейд, рейдер
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments