al_kuzin (al_kuzin) wrote,
al_kuzin
al_kuzin

Любовь на Огненном Острове

Недавно я писал в этом блоге о книге Олега Матвейчева "Суверенитет духа".
Многое из написанного ниже – пересказ некоторых идей этой книги, а кое-что и вовсе – прямые цитаты. Сделано это по причине того, что далеко не все читали Матвейчева (замечу – зря) и без повторения его мыслей – будет не понятна моя.

**********************************************************

За несколько прошедших десятилетий, Россия, а до нее еще и СССР, утеряла самое главное, что у нее было – безусловный духовный авторитет, который был непререкаем во всем мире. Когда весь западный мир стремительно падал на дно кризисов и депрессий, когда самоубийства от безысходности и потери смысла жизни стали нормой и европейца, и (особенно) американца, приезжающие в Советский Союз иностранцы поражались величию духа нашего человека, небывалому подъему энтузиазма и стремлению в будущее.

В те времена наше государство удивляло и влюбляло в себя не только обывателей, по той или иной причине посетивших СССР, но и таких представителей культурной элиты, как Герберт Уэллс, Бернард Шоу, Анри Барбюс, Лион Фейхтвангер, Рабиндранат Тагор, Теодор Драйзер, Эрнест Хемингуэй – всех и не перечесть. Тогда (а многие - и по сей день) – они были "гуманитарными лидерами", задававшими направление духовного развития для наиболее прогрессивной части всего мира.

Победа советского солдата над самой совершенной военной машиной того времени, гитлеровской Германией, во многом укрепило убеждение человечества в том, что наше многонациональное государство идет по самому правильному пути развития и показывает пример остальным. Потому что победить тех, кому уже безвольно покорилась почти вся Европа, можно было только небывалой силой Духа.

Послевоенная политика СССР в части улучшения и усиления того, что сейчас принято называть "имиджем государства" была по настоящему первостепенным государственным делом. Еще в 1925 году была создана советская общественная организация "Всесоюзное общество культурной связи с заграницей" (ВОКС), которая в 1958-м преобразовалась в "Союз советских обществ дружбы" (ССОД). Эта организация была призвана осуществлять самую мирную, из всех, какие можно только себе представить, экспансию – культурную. Это были настоящие "гуманитарные резидентуры", очаги нашей музыки, литературы, театра, изобразительного искусства.

Вся история человечества, доказывает, что настоящего авторитета и уважения к своей стране можно добиться только любовью и искренним восхищением. Никогда военная или экономическая мощь не смогут заставить представителя другой страны уважать, а, тем более, любить нас. Разумеется, усиление армии и материального богатства страны необходимо, чтобы отбить у любого желающего малейшую охоту посягнуть на нас. Но это способно вызывать лишь страх и стимулировать поиски новых возможностей нашего уничтожения, как великой державы, а еще лучше – как народа. К примеру, - многие ли страны вынашивают планы захвата Ватикана? А ведь это не только не демократическое государство, но и одно из богатейших – в Ватикане самое большое в мире собрание культурных ценностей, на многие миллиарды долларов. Вся армия Ватикана – это лишь сотня с небольшим швейцарских гвардейцев. Но об агрессии в их отношении не помышляет никто. Более того, - никто даже не ведет против Ватикана идеологической и пропагандистской войны. Причина проста – Ватикан духовный центр католиков всего мира. И этот пример – не единичен. Так что, параллельно с наращиванием военных и экономических мускулов, России необходимо вести активную и хорошо финансируемую политику культурного внедрения в сознание мирового сообщества. Необходима гуманитарная экспансия.

Альберт Кувезин.

Альберт Кувезин. Концерт группы Yat-Kha (2001, Карлсруэ, Германия)


Недавно домой, из Соединенных Штатов Америки вернулся известный тувинский рок-музыкант, композитор и просто хороший человек – Альберт Кувезин, о котором Артемий Троицкий сказал: "на земле есть два уникальных голоса, и они принадлежат Паваротти и Кувезину". Альберт приехал из Нью-Йорка, где в течение двух месяцев был занят в спектакле "Fire Island" по пьесе  американского драматурга Чарльза Ми (Charles Mee)
. Режиссер спектакля Кевин Каннингхэм (Kevin Cunningham) задумал и осуществил совершенно необычную по форме постановку, в которой соединил театральное действие, кино, объемную видеопроекцию, игру света и живую музыку. Кстати, изначально режиссер не планировал, что в спектакле будет "живой звук" и рассчитывал обойтись фонограммой, но, услышав игру Кувезина, сделал однозначный вывод, что без Альберта спектакль будет не таким, каким должен быть. Но еще до этого решения, автор пьесы Чарльз Ми поставил перед режиссером условие, что в спектакле должна звучать музыка в аранжировке именно лидера группы "Ят-Ха" и никого другого. Именно – в аранжировке, а не авторские композиции, потому что, по замыслу, в спектакле звучит именно западная музыка и это факт удивительный. Согласитесь – приглашать в Америку музыканта с другого края Земли, чтобы тот аранжировал и исполнял композиции Led Zeppelin или, к примеру, "In-A-Gadda-Da-Vida" американской же хард-рок группы Iron Butterfly!

Александр Кузин. Несекретные методы.
Сцена из спектакля "Fire Island".

"Fire Island" - спектакль относящийся в американской терминологии к low profit project. В адаптированном переводе на русский – это звучит, пожалуй, как "некоммерческий". Постановка сделана полностью на средства, выделенные муниципалитетом Нью-Йорка или, как остроумно замечает сам Кувезин: "На дотации Управления культуры Нижнего Манхеттена". Тем не менее, "Fire Island" стал довольно ярким событием в театральной жизни огромного мегаполиса, где ежедневно идут десятки, если не сотни ярких шоу. Зал практически всегда был полон, а спектакль, говоря языком театральных критиков, "получил очень хорошую прессу". Шутка ли дело, если о постановке писала даже "The New York Times"! А вот цитата из другого нью-йоркского издания, рассказывающего о "Fire Island": "Особое внимание привлек феноменальный тувинский исполнитель Альберт Кувезин".

На мой вопрос – знал ли там хоть кто-нибудь, что такое Тува? – Альберт ответил, что и актеры, занятые в постановке, и многие зрители, после спектакля, подходили и спрашивали его – откуда он. И Альберт, разумеется, рассказывал о древней земле в далекой Сибири.

И теперь, я хочу спросить вас – кто больше сделал для того, чтобы и маленькую Туву, и великую Россию, частью которой она является, узнали и искренне полюбили? Музыкант Альберт Кувезин или какой-нибудь госчиновник, выделяющий громадные государственные средства на "улучшения имиджа России за рубежом"?

P.S. Это к делу не относится, но в 2002-м Кувезин получил
приз
"Award for World Music" радио BBC. А за 11 лет до этого - получил "Приз Брайана Ино".
...это вам не Евровиденье...
Tags: pr, Александр Кузин, Альберт Кувезин, Россия, гуманитарная экспансия, имидж
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment